Курс воспитательной дрессировки для щенков (ВД)

Воспитание щенка начинается с момента появления его в доме и в дальнейшем переплетается с воспитательной дрессировкой. В широком смысле воспитание заключается в том, чтобы привить собаке понятия "хорошо" и "плохо".
  Главной задачей является вырастить собаку удобную и беспроблемную в общении с Вами и безопасную для окружающих. И только при определенном наборе знаний в области дрессировки, четко слаженных действий хозяина и регулярных занятиях Вы можете рассчитывать на высокий результат. Если Вы не обладаете нужным объемом информации, то лучше обратиться на учебно- дрессировочную площадку Вашего района.

Под воспитательной дрессировкой понимается выработка у щенка условных рефлексов и первоначальных навыков, позволяющих при помощи команд и жестов управлять его поведением. В отличие от дрессировки взрослых собак начальная дрессировка щенков не ставит своей целью приучать их немедленно, четко и безотказно выполнять команды в любых условиях окружающей среды, а лишь правильно реагировать на них и выполнять, пусть даже недостаточно четко и несовершенно.

 Хотя занятия по дрессировке можно начинать с собакой любого возраста, но практика показывает, что чем раньше начинается обучение, тем оно более продуктивно. Мы рекомендуем начинать занятия со щенком с 4 месяцев, в этом возрасте щенок еще не приобрел вредных привычек и полностью открыт для сотрудничества с хозяином.

Учитывая возможности и способности щенков, мы проводим наши занятия по воспитательной дрессировке в игровой форме и используем положительное подкрепление - лакомство, игрушка, похвала за правильное выполнение команды. Необходимые навыки у щенков вырабатываются не только при помощи лакомства, но и мягкого принуждения (нажим рукой, натяжение поводка). Данный метод называется - контрастный метод дрессировки.

Курс воспитательной дрессировки включает:

- подход по команде «Ко мне»

- движение собаки рядом с дрессировщиком на поводке

- посадка по команде «Сидеть» возле ноги дрессировщика

- укладка по команде «Лежать» возле ноги дрессировщика

- стойка по команде «Стоять» возле ноги дрессировщика

- выдержка на команды "Сидеть, лежать, стоять" (расстояние 5-10м)

- поднос предмета по команде «Апорт» на поводке

- преодоление препятствий

- отучение щенка подбирать корм с земли

 

  • Команда "Ко мне". Независимо от породы и размеров Вашей собаки, Вы не можете спокойно отпустить ее гулять без поводка, иначе Вам придется долго ее ловить. К тому же это небезопасно для самой собаки или для других собак и людей. Маленький щенок должен уметь прибегать на зов хозяина для собственной безопасности.
  • Команда "Рядом". Для того чтобы, подрастая, Ваш питомец спокойно выходил из подъезда, сопровождая Вас на прогулку или по делам, двигался рядом, не обрывая Вам рук, несмотря на окружающие раздражители и соблазны (кошки, посторонний человек, и т.д.) обучение этой команде нужно начинать уже в раннем возрасте.
  • Команда "Сидеть" около хозяина. Формирование навыка посадки по команде хозяина очень важно, т.к. команда "сидеть" является одной из наиболее часто используемых в быту.
  • Команда "Лежать" около хозяина. Эта команда очень удобна для фиксации собаки на месте на длительное время. Начав формировать навык у щенка, мы закладываем основу для получения высокой надежности работы взрослой собаки.
  • Команда "Стоять" около хозяина. Наличие у собаки навыка данной команды в дальнейшем дает возможность остановить собаку предельно быстро в любой ситуации.
  • Выдержка на команды "Сидеть, лежать, стоять". Возможность оставить собаку на месте в нужном положении с отходом дрессировщика на расстояние 5-10 метров.
  • Команда "Апорт". Выработка у собаки стойкого навыка поднятия и подноса предмета по команде и самостоятельно.
  • Преодоление препятствий. Развивает у собак ловкость, смелость, координацию движений, физическую силу.
  • Отучение щенка подбирать корм с земли. Отказ от лакомства - это здоровье, а зачастую и жизнь, Вашего питомца. Владельцы, которые пренебрегают обучением этому навыку, в один миг могут потерять своего щенка. Этот навык жизненно необходим и для городской собаки-компаньона и для охранной собаки.

 Продолжительность курса 2 месяца.

Немного полезной информации:

Главная задача владельца щенка — продолжить материнское воспитание, с тем чтобы максимально подготовить его по достижении 8-10 месячного возраста к успешному усвоению общего курса дрессировки, а в дальнейшем -  курса защитно- караульной службы (ЗКС) и др.
Глубоко не правы те собаководы, которые недооценивают или, больше того, игнорируют значение воспитательной дрессировки (ВД), полагая, что упущенное в щенячьем возрасте можно компенсировать, наверстать, когда он вырастет и поступит в школу дрессировки. 
  Многолетней практикой доказано, что если не заниматься правильным воспитанием щенка, то у него неизбежно будут вырабатываться вредные навыки, привычки, многие из которых станут навязчивыми, трудно исправимыми, а то и вовсе не исправимыми. Так, например, некоторые щенки и выросшие из них взрослые собаки при малейшем возбуждении начинают лаять и делают это продолжительное время, несмотря на запрещающие команды и другие действия хозяев. Так же себя ведут многие собаки в случае, если владельцы привязывают их и уходят в магазин и т. п. Довольно распространенной привычкой собак является навязчивое стремление играть с поводком и грызть его или прыгать на хозяина, опираясь на него передними лапами, часто грязными. Если на это не обращать внимания в щенячьем возрасте, то такие привычки закрепляются и приобретают характер порока поведения, от которого страдает не только хозяин, но и окружающие люди. 
  Следует также учитывать, что в щенячьем возрасте, особенно по достижении 3- 4-месячного возраста, организм щенков, в том числе и их центральная нервная система, очень восприимчивы к воспитывающим воздействиям со стороны хозяина и упускать это благоприятное время неразумно. Так, например, подавляющее большинство щенков с первых же дней занятий с большой охотой бегают за бросаемыми палочками, мячами и другими игрушками, хватают их в пасть и тянут к себе. Все эти простейшие начальные навыки понадобятся в период общего курса дрессировки по апортировке (подноса к хозяину бросаемых им палочек и других апортировочных предметов). В то же время многие собаки, не прошедшие в щенячьем возрасте такую предварительную подготовку, в период последующего ОКД не проявляют заинтересованности к апортировочным предметам и упорно не желают заниматься апортировкой. То, чего легко можно было бы добиться от щенков, позже потребует от дрессировщика больших усилий, а то и вовсе станет недостижимым. 
  Особенно трудно отучить взрослую собаку не поднимать пищу с земли, не грызть и не заглатывать кости и другие пищевые отбросы. В основе таких поступков лежит заложенный в собаках за предшествующую длительную историю их предков инстинкт поиска корма, заготовки его впрок. Поэтому, даже если собака и сыта, она с удовольствием схватит и погрызет выброшенную кем-то кость и попытается зарыть ее в землю. Сделает она так, если ее от этого естественного для нее поступка своевременно не отучили. Такая собака не может «понять», почему раньше попытки хватать и грызть пищевые отбросы сходили ей с рук, а теперь хозяин запрещает воспользоваться найденной добычей. Естественно, она будет сопротивляться, а то и пустит в ход зубы. В щенячьем же возрасте выработка навыка не поднимать и не грызть пищевые отбросы достигается значительно легче и быстрее. 
 
  Общим для воспитания и дрессировки является то, что они основаны на психофизиологических закономерностях поведения собак и направлены на выработку у животных полезных для человека навыков, привычек и недопущение ненужных, вредных действий. Существенное же различие между ними заключается в следующем. 
  При воспитании щенка ставится задача - выработать у него общие начальные полезные для человека навыки, делающие его послушным в повседневном обращении и являющиеся основой последующей воспитательной дрессировки (ВД), а затем, когда щенок станет взрослой собакой, - основой успешной общей (ОКД) и специальной (защитно-караульной, розыскной и др.) дрессировок. Таким образом, воспитание направлено на выработку начального общего послушания, основных элементов дисциплинированности, отнюдь не доведенных до полного совершенства. Дрессировка же собак позволяет вырабатывать у них четкие, безотказные навыки не только общего послушания (ВД), а и общего (ОКД) и специального курса дрессировок (ЗКС и др.), позволяющие использовать их на той или иной службе (работе). 
  Необходимо учитывать, что щенок по своему развитию и поведению резко отличается от взрослой собаки. Он еще недостаточно сформировался и окреп, его жизненный опыт невелик. Во время прогулок и занятий щенок быстро устает, резко реагирует на сильные внешние раздражители (посторонних людей, животных, транспортные средства). К тому же щенки существенно отличаются друг от друга в зависимости от возраста. Поэтому воспитание и начальную дрессировку каждого щенка следует осуществлять строго индивидуально, с учетом возрастных особенностей. Так, например, до 3-х месячного возраста щенков выводят на поводке со шлейкой, а с 3-4-х месячного возраста их можно выводить и на поводке с ошейником, так как дергание поводком с ошейником щенками переносится очень болезненно. 
  Все воздействия на щенков, особенно до 3-4-месячного возраста, должны быть щадящими. Механические воздействия на щенков (нажимы ладонью на участки тела, воздействие поводком и др.) можно применять, но редко, когда без них обойтись нельзя, и, кроме того, осторожно. Так, например, если щенок совершает нежелательное действие (побежит за птицей и др.), нужно отвлечь его от этого, переключая его внимание на другое занятие, например игру. 
  Чаще применять для выработки нужных навыков не механические воздействия, а лакомство, игры, подражание действиям других, обученных собак. Если щенок попытается вцепиться зубами в гардину или штору или уже сделал это, нужно его немедленно отвлечь игрой и лишь в случае неоднократных безуспешных попыток прибегнуть к легкому удару по спине прутиком с одновременной запрещающей командой «Фу!». 
  Значительные по силе болезненные удары и даже излишне громкие запрещающие команды могут испугать вашего маленького питомца, а при неоднократном повторении нарушить контакт между вами и им и превратить его в трусливое животное. 
  С 3-4-месячного возраста в качестве безусловных раздражителей при выработке тех или иных рефлексов, навыков чаще прибегают к умеренным механическим воздействиям на щенка (нажимы ладонью на участки тела, легкие натяжение и рывки поводка с ошейником и др.). По выполнении команд периодически, вначале чаще, а затем реже, но во всех случаях немедленно произнеся поощряющее восклицание «Хорошо!», дают лакомство. 
  Постепенно увеличивайте продолжительность упражнений и повышайте требования к щенку, но ни в коем случае не пытайтесь достигнуть безотказных и четких действий, как со взрослой собакой. 
  Не злоупотребляйте занятиями со щенком: это приведет к переутомлению малыша, потере возможности вырабатывать и совершенствовать нужные навыки, а при чрезмерной перегрузке щенок может заболеть (срыв высшей нервной деятельности). При выраженной общей усталости прекратите занятия до следующего дня. 
  Для предупреждения переутомления и повышения эффективности упражнений прибегайте к регулярным, 5— 7-минутным перерывам, во время которых предоставьте щенку возможность побегать, порезвиться. Перерывы нужно делать, если щенок начинает зевать, теряет интерес к занятиям. Старайтесь всячески поддерживать заинтересованность щенка в упражнениях с помощью игр.